Содержание статьи
Развитие личности – часть общего развития человека.
Развитие личности осуществляется двумя путями: созревание и формирование.
Созревание происходит с учетом возрастных периодов, независимо от нас.
Формирование личности происходит под влиянием внешних воздействий — окружающей социальной среды, воспитания и обучения, саморазвития.
Развитие личности – это процесс изменения унаследованных качеств, приобретение новых качеств и их усовершенствование.
Факторы развития личности.
Развитие личности происходит под воздействием следующих факторов.
- Наследственность (врожденные задатки).
- Среда.
- Воспитание и обучение.
- Собственная активность — самовоспитание и самообразование.
Наследственность и врожденные задатки выступают как предпосылки для развития личности.
А вот среда, условия жизни, воспитание и обучение играют решающую роль в развитии и становлении личности.
Этапы развития личности.
В развитии человека различают отдельные стадии.
Например, теория психосоциального развития личности Эрика Эриксона описывает 8 этапов развития.
- Раннее младенчество от рождения до 1 года.
- Позднее младенчество от 1 года до 3 лет.
- Раннее детство около 3— 5 лет.
- Среднее детство от 5 до 11 лет.
- Юность — Половое созревание от 11 до 20 лет.
- Ранняя взрослость от 20 до 45 лет.
- Взрослость от 40—45 до 60 лет.
- Поздняя взрослость (свыше 60 лет)
Эти этапы развития не только непрерывно следуют друг за другом.
Каждый возрастной этап вытекает из предыдущего и подготавливает предпосылки и условия для перехода к следующему этапу.
Каждый из этапов необходим для полноценного развития личности человека, так как на каждом этапе формируются определенные свойства, присущие развивающейся личности, а также формируются определенные психические функции.
По окончании этапа личность приобретает новые знания и опыт, характерные именно для данного этапа развития и сохраняет их в течение всей жизни.
Следующее очень важное свойство развития личности заключается в необратимости.
Невозможно еще раз пережить какой-то возрастной период. Каждый период жизни имеет собственное значение.
На каждом этапе происходят определенные изменения внутреннего мира человека, и изменение его отношений с окружающими людьми.
При этом окружающие люди или жизненные обстоятельства могут как ускорять, так и тормозить процесс развития личности.
Скачкообразный характер развития личности.
Развитие личности человека носит скачкообразный характер.
Что это означает?
В развитии личности существуют достаточно продолжительные периоды спокойного и равномерного развития, продолжающиеся по несколько лет.
Затем это относительное спокойствие сменяется периодом резкого личностного изменения, похожего на скачок.
Эти изменения очень важны по своим психологическим последствиям для личности, потому их и называют кризисами возраста.
Скачкообразное развитие можно представить, как чередование движения по горизонтали и движение по вертикали.
Во время продолжительного горизонтального движения идет количественное накопление знаний и опыта.
Затем происходит качественное преобразование знаний, или переход на более высокий уровень — движение по вертикали.
И снова горизонтальное развитие, но уже на новом уровне — освоение нового уровня развития личности, приобретение новых знаний и качеств.
Наиболее интенсивно, как известно, процессы развития идут в детстве.
С возрастом процессы роста и развития замедляются.
С определенного возраста процесс развития может даже пойти в обратную сторону.
В пожилом возрасте слабеют мышцы, подводит память.
Однако развитие личности и в этом случае может продолжаться, так как решающую роль в процессе развития личности играет собственная активность человека, и саморазвитие.